Катар пригрозил остановить поставки СПГ в Европу, если ЕС не внесет изменения в законодательство по переходу на климатически нейтральную экономику.
Как пишет Reuters, Министр энергетики Катара и исполнительный директор QatarEnergy Саад аль-Кааби в конце мая направил письмо в Еврокомиссию и в правительство Бельгии, в котором сообщил, что его страна готова рассмотреть альтернативные варианты сбыта своего СПГ, если Евросоюз не пересмотрит директиву «О должной осмотрительности в вопросах корпоративной устойчивости» (CSDDD), которая требует от крупных компаний, работающих в ЕС, выявлять и устранять нарушения прав человека и экологические проблемы в своих цепочках поставок.
В частности, этот закон содержит требования по переходу компаний-партнеров ЕС на климатически нейтральное производство. Компании, не соблюдающие требования, могут быть оштрафованы на сумму до 5 % от мирового оборота.
Именно переход на углеродную нейтральность вызывает наибольшее беспокойство у Катара. «Ни Государство Катар, ни QatarEnergy не планируют в ближайшем будущем достичь нулевого уровня выбросов», — заявил министр в письме.
По словам аль-Кааби, закон CSDDD подрывает право стран устанавливать собственные национальные цели в рамках Парижского соглашения по климату.
«Проще говоря, если в CSDDD не будут внесены дальнейшие изменения, у Государства Катар и QatarEnergy не будет другого выбора, кроме как всерьёз рассмотреть альтернативные рынки за пределами ЕС для нашего СПГ и другой продукции, которые предлагают более стабильную и благоприятную деловую среду», — говорится в письме.
В приложении к письму, с которым ознакомился Reuters, Катар предложил исключить из CSDDD раздел, содержащий требования к планам по переходу к климатически нейтральной экономике.
Угроза Катара достаточно серьезная, поскольку страна является третьим поставщиком СПГ в мире после США и Австралии и третьим поставщиком СПГ в Европу после США и России. Сейчас он обеспечивает от 12% до 14% потребностей стран ЕС в СПГ. При этом, если ЕС планирует к 2028 году полностью отказаться от российского газа, то Катар автоматически становится главным партнером Европы по поставкам СПГ.
Катар уже требовал от ЕС внести изменения в CSDDD. Брюссель согласился смягчить требования, в частности перенести срок ввода CSDDD на 2028 год и ограничить проверки, которые компании должны будут проводить в своих цепочках поставок.
Но в своем письме аль-Кааби отметил, этих изменений недостаточно.
У Qatar Energy есть долгосрочные контракты на поставку газа с крупными европейскими компаниями, включая Shell, TotalEnergies и ENI, поэтому CSDDD оказывает на его работу прямое влияние.