Биржевая торговля газом – 5 лет: результаты, проблемы, перспективы

Антон Сергеевич Карпов – вице-президент СПБМТСБ

В октябре 2019 года исполнилось 5 лет с момента запуска торгов газом на Санкт-­Петербургской международной товарно-­сырьевой бирже. Пять лет – знаковый период, позволяющий отчетливо увидеть главные изменения, сравнить макро-­состояние рынка и уровень развития инфраструктуры в начале периода и сейчас, после пяти лет напряженной работы, сравнить задачи, которые стояли перед рынком в то время, и сделать вывод о том, что удалось решить, а что требует дальнейшего совершенствования.

Что из себя представлял исходный рынок? Как результат реформ в газовой сфере 1996‒2000 годов, примерно третью часть объемов промышленного потребления обеспечивали независимые производители газа. В отличие от «Газпрома» эти поставщики могли продавать газ потребителям по нерегулируемым ценам, а «Газпром» осуществлял транспортировку их объемов по газотранспортной системе, взимая регулируемый тариф. Покупатели могли теоретически выбирать – покупать газ у «Газпрома» по регулируемой цене, или покупать газ у независимого поставщика, а за «Газпромом» оставались лишь транспортные функции.
Таким образом, к 2014 году в России функционировал рынок, по формальным признакам похожий на развитые рынки газа Великобритании и США. В частности, на период начала реформ в Великобритании доля одного поставщика – British gas – превышала 60% рынка.
Однако было и серьезное отличие. Никто не мог точно ответить – какова рыночная цена газа в стране, на какой тренд следует ориентироваться регулятору при установлении цен для «Газпрома». Двухсторонние договоры между независимым поставщиком и потребителем как правило содержат пункт о том, что условия договора не должны разглашаться. Поэтому достоверно сказать, по какой цене идут поставки газа, особенно крупным промышленным потребителям, было затруднительно. А без открытого сравнения цен потребителю было невозможно рационально выбирать поставщика. А это, как вы знаете, главное условие для успешной работы рынка. Кроме этого, отсутствие прозрачного ценового индикатора в условиях принятой в 2007 году программы по поэтапному выравниванию регулируемых цен с экспортным «нетбэком» приводило к существенным ошибкам при подготовке инвестиционных проектов, повышению издержек в отрасли.

Биржевая цена газа с поставкой «на месяц вперед» и «на сутки вперед» стали основным рыночным индикатором стоимости газа в стране

Поэтому для решения задачи дальнейшего повышения эффективности российского рынка газа требовалось обеспечить прозрачность ценообразования. Как известно, эту задачу лучше всего решает механизм биржевых торгов. И поэтому президентской комиссией в 2014 году было принято решение о запуске биржевых торгов природным газом на СПбМТСБ.
И при поддержке «Газпрома», который создал специального транспортного агента – ООО «Газпром межрегионгаз поставка», торги были запущены, появился индикатор – биржевая цена газа с поставкой «на месяц вперед», а затем и «на сутки». И до сих пор это является основным, по сути – единственным рыночным индикатором цены газа в стране.
Биржевая цена определяется на балансовых пунктах в Западной Сибири, в точках, приближённых к местам добычи таким образом, чтобы основная часть добываемого сырья могла пройти через два балансовых пункта: по центральному (северному) и по южному газотранспортным коридорам. Объемы газа, реализованные на каждом из балансовых пунктов, могут быть доставлены до потребителей, как правило, только соответствующего «коридора». Эти балансовые пункты расположены на разном расстоянии от основных месторождений «своего» коридора, поэтому, чтобы сравнить цены на них между собой, необходимо помнить о разном «транспортном плече» и вносить соответствующую поправку. В результате, любой потребитель в зоне действия единой системы газоснабжения (ЕСГ) европейской части страны получил возможность достоверно, зная цену транспортировки газа от балансового пункта до точки потребления газа, и видя биржевую цену, посчитать цену газа.

Рис. 1. Динамика объемов цен торгов на АО «СПбМТСБ»

Индикатор – есть, нужно качество!

Как только появляется значение биржевого индикатора, у пользователя естественно возникает вопрос о её репрезентативности – т. е. способности отражать реальное состояние рынка. Наши западноевропейские коллеги разработали с десяток критериев, которые оценивают уровень репрезентативности биржевого индикатора. К наиболее простым критериям относится общий объем торгов. Ранее считалось, что, если объем торгов составляет порядка 10% от общего объёма рынка, то индикатор – репрезентативный. В настоящее время, учитывая возросший уровень цифровизации, возможность удаленного непосредственного участия потребителей и поставщиков в торгах – репрезентативность может быть обеспечена и меньшим объемом. Этот показатель действует при условии, что любой участник имеет доступ к торгам на бирже и может при отклонении цены выйти на торги, купить или продать природный газ.
Понятно, что объём – это не единственный критерий. Очень важна структура поставщиков и потребителей, иначе говоря, концентрация поставщиков и потребителей. Чтобы не было доминирующего поставщика, который может «качество», объективность нашего индикатора, ухудшить. И здесь нам еще предстоит пройти определенный путь, поскольку основной продавец газа на СПбМТСБ – «Газпром», безусловно, занимает доминирующее положение. Но в России структура всего рынка газа такова, что «Газпром» и добывает доминирующую долю, транспортирует 100%, приобретает у независимых производителей значительный объем газа, и поставляет потребителям. Так что ситуация на биржевых торгах лишь отражает особенность отечественного рынка, выступая объективным индикатором концентрации.
С другой стороны, «Газпром», как структура, регулируемая государством, выполняет ряд системных функций. «Газпром» по закону призван обеспечивать бесперебойное газоснабжение российских потребителей. Следовательно, реализация концерном на бирже определенного объёма газа по рыночной цене – это обеспечение необходимой ликвидности биржевым торгам, уверенности потребителей в том, что можно рассчитывать на биржевые поставки при формировании оптимального портфеля договоров.

Рис. 2. Объемы продаж газа ведущими НГК

Пути решения главной задачи

Задача снижения доли продаж одного поставщика, при условии повышения общего объема торгов, имеет несколько направлений решения.

  1. Увеличение объемов продаж крупнейших независимых производителей – ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «НОВАТЭК».
    В период до 2016 года на биржевых торгах выполнялся принцип «паритета» – то есть объем, реализованный всеми независимыми производителями, примерно равнялся объему, реализованному ПАО «Газпром». Сейчас доля этих независимых производителей существенно снизилась.
    Федеральная антимонопольная служба России в течение ряда лет прилагает усилия, чтобы запустить механизм, аналогичный реализованному ранее на рынке нефтепродуктов, когда совместным приказом Министерства энергетики России и ФАС России были установлены определенные минимальные объёмы продажи нефтепродуктов на товарной бирже. На рынке нефтепродуктов это, как известно, принесло хороший результат. На рынке природного газа осуществляется подготовка такого приказа. Необходимо отметить, что все европейские рынки при переходе от централизованных монопольных рынков к либерализованным проходили этап, когда регулятор устанавливал определенную норму для продажи на краткосрочном сегменте рынка (на бирже) как долю (порядка 10%) от объёмов, продаваемых по долгосрочным контрактам. Без внедрения аналогичных мер полноценный российский рынок газа вряд ли сформируется.
  2. Привлечение к продажам газа независимых производителей, реализующих газ «Газпрому» на входе в ЕСГ.
    Важно понимать, что кроме указанных двух крупнейших независимых производителей газа, на отечественном рынке присутствует еще порядка 45 поставщиков – независимых юридических лиц с достаточно большими, более 10-ти млн кубометров в год, объёмами добычи газа. Явный диссонанс существует между количеством продавцов на биржевом рынке (6 – максимальное количество за все годы), и 45-ю добывающими организациями. Необходимо понять, в чем его причина, используя методы ценового и конкурентного анализа. Возникновение биржевых механизмов продаж с небольшим размером лота и возможность открывать региональные балансовые пункты впервые предоставили средним и малым производителям газа возможность стать полноценными участниками оптового рынка газа России.
  3. Увеличение количества продавцов за счет реализации покупателями газа, не потребленного по биржевым договорам (коммерческая балансировка объемов газа).
    Наиболее ожидаемым биржевым проектом является коммерческая балансировка объемов газа в газотранспортной системе, невыбранных по биржевым договорам. Суть его состоит в том, что этот механизм позволяет невыбранные (и, в перспективе – недопоставленные) объёмы газа вывести на биржевые торги. Специфика потребления природного газа заключается в невозможности абсолютно точной выборки потребителем договорного объема газа. В соответствии с действующими правилами в секции «Газ природный», невыборка любого объема газа является неисполнением договора и подлежит штрафу в размере 15% от объема невыполненных обязательств. Например, за 2018 год было зафиксировано 767 нарушений выборки суммарным объемом в 29 млн м3 газа, то есть 9% от общего количества заключенных сделок, объем невыборки – 0,2% от общего объема сделок.
    Основной задачей проекта является предоставление возможности участнику торгов продать по рыночной цене эти объемы на суточных биржевых торгах, либо их продажа владельцу ГТС – «Газпрому» – по рыночной цене с заранее установленным дисконтом. После запуска коммерческой балансировки такие объёмы могут быть ими проданы на биржевых торгах (где и приобретались). И тогда у нас получается небольшой (понятно, что в пределах процентов), но дополнительный объем на стороне предложения, который на маржинальную цену монопольного продавца может ощутимо влиять. Эта программа находится в завершающей стадии реализации. Банк России 25 октября 2019 года зарегистрировал правила биржевых торгов газом, обеспечивающих проведение биржевой балансировки невыбранных объёмов газа. В этом проекте под эгидой ФАС России нашим главным партнёром выступает «Газпром» и его дочерняя структура – «Газпром Межрегионгаз поставка». Проект биржевой балансировки является подготовкой к запуску внебиржевой балансировки, так как известно, что ежегодный объем невыборки газа в стране достигает 30–40 млрд м3 газа. Вывод даже его части на биржевые торги от лица покупателей-«невыборщиков» газа полностью способен решить проблему наличия доминирующего поставщика.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа

Новые принципы учета газа

В рамках программы запуска балансировки Банком России год назад «Газпром Межрегионгаз поставке» был присвоен статус «Оператор товарных поставок». Такой оператор сможет учитывать природный газ, поставляемый по ГТС «Газпрома», на совершенно новых принципах – стандартах ведения операций по банковским счетам.
Соответственно, и участники рынка газа получат возможность совершать операции с природным газом, поставляемым по ГТС, по новым правилам финансового учета. По таким счетам (они называются «торговый товарный счет») оператором товарных поставок будет предоставляться выписка, аналогичная банковской. Эта выписка, согласно ФЗ «О клиринге», является аналогом подтверждения перехода права собственности на товар, что позволит упростить и полностью автоматизировать процесс оформления первичных бухгалтерских и налоговых документов по биржевым сделкам.
Внедрение системы коммерческой балансировки позволит впервые на российском рынке обеспечить стопроцентное исполнение обязательств контрагентов в части поставок газа по схеме, действующей на европейском рынке.
Естественно, использование владельцем этого «остатка по счету» ограничивается особенностями работы газотранспортной системы. То есть газ нельзя будет, например, 10 дней накапливать, а потом за один день направить весь объем на потребление, если это приведет к превышению свободных газотранспортных мощностей. И объединение этих требований – ограничения по мощностям газотранспортной системы и новых принципов учёта газа на счетах оператором – позволит ежедневно учитывать несбалансированные, в частности, невыбранные, остатки газа в системе. И, зафиксировав их на товарном счете, предоставить такому участнику, т. е. покупателю газа, право продать свой газ на рынке. Либо, если он его не продал – этот газ будет выкуплен оператором ГТС с дисконтом к рыночной цене, чтобы создать стимул для участника не накапливать газ и не перегружать газотранспортную систему.

Система коммерческой балансировки позволит впервые обеспечить 100% исполнение обязательств контрагентов по поставкам газа

Вообще, как известно, в ЕС и в США балансировочные механизмы были созданы для того, чтобы уменьшить нагрузку на операторов газотранспортных систем от их разбалансированности. Для этого создаются ценовые стимулы к тому, чтобы каждый участник поставил или отобрал из системы ровно тот объём газа, который был им заранее согласован, который не превышает газотранспортные мощности. А наша газотранспортная система, как вы знаете, уникальна – по протяженности, по количеству компрессоров, по масштабам региональных перетоков, по суровым температурным условиям, по удаленности от мест проживания людей и разным часовым поясам. Поэтому ту потенциальную выгоду, которую получит «Газпром» от внедрения балансировки как оператор газотранспортной системы – сложно переоценить.
В этом механизме балансировки товарной бирже отводится важное место, поскольку процесс перепродажи этих остатков должен происходить очень оперативно. И заключить договор иным способом, кроме биржевого, полностью автоматизированного, не представляется возможным. Это общемировая практика. Биржа в течение суток получает оперативную информацию об остатках на ТТС, которые ведет оператор товарных поставок. Далее участникам предоставляется возможность продать эти объёмы на торгах с поставкой «на сутки». И если они это не сделали, то система автоматически заключит сделки, чтобы невыбранный газ, принадлежащий не соблюдающим условия равномерной выборки участникам, был выкуплен «Газпромом», с дисконтом к рыночной цене. Эти участники как бы получают пеню в виде дисконта за то, что они не проявили должной дисциплины при взаимодействии с ГТС.

Рис. 3. Доля суточных торгов в общем объеме продаж

Долгосрочные ценовые сигналы

Главной задачей изменения структуры газового рынка является повышение его эффективности. Достичь этого планируется за счёт роста уровня конкуренции, прежде всего, путём увеличения числа поставщиков и покупателей, конкурирующих, в том числе через биржевой сегмент, через публичную прозрачную биржевую цену. Как было указано выше, сегодня поставки газа «Газпромом» осуществляются по регулируемой цене. И максимальную эффективность можно ожидать только в том случае, если и «Газпром», как крупнейший поставщик, сможет поставлять газ по свободной рыночной цене, определённый на основе соотношения спроса и предложения. Это завершило бы переход к полноценному механизму конкуренции.
Важно отметить, что рынок природного газа – последний из рынков энергетических ресурсов России, на котором все еще сохраняются регулируемые цены. Однако имеется целый ряд объективных сложностей на этом пути. В частности, одним из условий отмены регулирования является ­формирование понятного и прозрачного ценового сигнала не только на краткосрочную перспективу, как это есть сейчас – цена на месяц, но и долгосрочного сигнала – на 2–3 года вперед. Это необходимо для того, чтобы предприятия могли планировать свою работу, чтобы были запущены механизмы хеджирования ценовых рисков.
Как на традиционных рынках формируется долгосрочная цена? Для этого обычно запускаются рынки производных финансовых инструментов (ПФИ) на долгосрочную перспективу так, чтобы участники, готовые принять на себя ценовой риск, могли через этот рынок взаимодействовать с участниками, которые страхуются от избыточных рисков. Формы этих рынков в принципе могут быть различными. Наиболее традиционным считается рынок фьючерсов. Могут быть иные формы – например форвардные сделки. Однако в любом случае главным результатом их работы является наличие долгосрочного – на год, на два, на три – ценового сигнала, чтобы поставщик или потребитель газа мог зафиксировать свой ценовой риск, сформировать инвестиционную стратегию.
В наших условиях это особенно актуально, поскольку, если посмотреть прогнозы аналитиков по рынку газа, то половина из них доказывает, что цена газа при отмене регулирования повысится, а вторая половина так же успешно доказывает, что цена будет ниже текущей. Поэтому появление долгосрочного индикатора уже сейчас, пока ещё регулируемая цена устанавливается, позволило бы внести определённость и обеспечить готовность участников рынка к проведению реформ.
Наибольшей, по мнению специалистов СПбМТСБ, проблемой при запуске таких биржевых контрактов является существующий характер российского рынка: он по-прежнему остаётся регулируемым, предсказуемым, т. е. предоставляет ограниченные возможности получать дополнительный доход за счет финансовых операций. Но, тем не менее, понимая эту сложность, необходимо создать технологическую платформу для запуска рынка производных поставочных и расчётных ПФИ, по крайней мере, на год, и запустить механизм маркетмейкерства. Предстоит обучить основных участников правилам работы на этом рынке так, чтобы появление котировок хотя бы на небольшой объём дало возможность регулятору просчитать риски, и определить период и последовательность шагов, необходимых для отмены регулируемых цен на газ.

Рис. 4. Спрэд «сутки – месяц» по биржевым инструментам на БП «КС Надым»

Российский биржевой рынок как перспективная модель для общего рынка газа ЕАЭС

Важным перспективным направлением работы на рынке газа является подготовка к запуску общего рынка природного газа стран ЕАЭС. Согласно концепции формирования общего рынка газа ЕАЭС, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета № 7 от 31.05.2016 года, одной из основных задач запуска общего рынка газа ЕАЭС является создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции между участниками общего рынка газа Союза, переход к рыночным механизмам ценообразования. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия формирует нормативные документы, определяющие порядок работы этого рынка. Одновременно, для отработки технологий, готовится проведение имитационных биржевых торгов газом для стран ЕАЭС на базе торгов на АО «СПбМТСБ».
При этом, может возникнуть необычная ситуация, при которой некоторые новшества российской биржевой торговли еще не нашли своего отражения в российской нормативной базе, однако они могут быть применены на общем рынке газа ЕАЭС. В первую очередь, это относится к процедурам доступа к ГТС через оператора – «Газпром межрегионгаз поставку», специфику расчета транспортных тарифов, краткосрочным контрактам. При этом, парадокс состоит в том, что биржевая система работает и доказывает свою эффективность. Она не могла бы так функционировать, если бы работала в соответствии с устаревшей нормой закона. ФАС России и Минэнерго России в соответствии с этим реализуют программу внесения изменений в законодательство РФ.

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа


С другой стороны, внебиржевой рынок в целом работает в соответствии с буквой существующих законов, во многом за счет того, что является олигопольным, поделен на сегменты. Эти олигопольные участники в целом не склонны в свои бизнес-­процессы вносить ­какие-либо изменения. Как только «биржевые» изменения в законодательство будут приняты, произойдет определенный толчек и для крупных игроков внебиржевого рынка.
Аналогичная картина характерна и для общего рынка газа ЕАЭС, в котором за основу зачастую берется буква «старого» закона российского рынка, поскольку «новый» – в стадии формирования. Поэтому очевидно, что применение для подготовки нормативных документов общего рынка газа ЕАЭС российской биржевой модели – более сложный трудоемкий процесс, однако для достижения его рыночной эффективности другого пути нет.