Министерство Энергетики

А.П. Вержанский. Особенности перехода к экономике замкнутых сырьевых циклов

Александр Петрович Вержанский – профессор, д. т. н.,
e-mail: verzhanskiy@rosgorprom.com

Аннотация. На примере чёрной металлургии рассматривается проблема встраивания в рыночную экономику мер государственного регулирования, направленных на формирование устойчивых и эффективных замкнутых сырьевых циклов с целью достижения комплексной эффективности – экономической, энергетической и экологической. Отмечена важность для получения позитивного результата наличия соответствующих документов стратегического планирования и детальных математических моделей, адекватных реальным социально-­экономическим процессам.

Ключевые слова: циркулярная экономика, замкнутые сырьевые циклы, стратегическое планирование, чёрная металлургия.

Введение

Переход к замкнутым сырьевым циклам в производстве и потреблении требует основательных политических, нравственных и культурных предпосылок. Для практической реализации принципов циркулярной экономики также необходимы объективные экономические условия и, разумеется, достаточные научно-­технологические возможности. В настоящее время доводы сторонников циркулярной экономики в России не звучат достаточно убедительно для бизнеса и государства, поэтому обратимся к чёрной металлургии, являющей собой до очевидности понятный пример достижения комплексной эффективности рециклирования металла – экономической, энергетической и экологической. При этом будем опираться на мировой опыт, текущие процессы государственного регулирования, включая аспекты стратегического планирования.
По данным World Steel Association [1] в 2018 году в мире было произведено 1,808 млрд тонн сырой стали. На 35% больше, чем в 2008 году. Россия занимает шестое место (после Китая, Индии, Японии, США и Южной Кореи) по производству стали, третье по её экспорту (после Китая и Японии) и четвертое по экспорту металлического лома. Потребление стали в мире растёт и в перспективе вырастет еще больше. Вместе с тем, чёрная и цветная металлургия оказывают заметное давление на экологию в связи с высокой энергоёмкостью отрасли и вредными химическими выбросами, загрязняющими атмосферу, воду и почву.
Сталелитейная промышленность генерирует до 9% прямых выбросов от использования ископаемого топлива. В 2017 году на 1 тонну произведённой стали выброшено 1,83 тонны СО2. Независимо от способа производства, чёрная металлургия также генерирует окислы азота и серы. Основные технологии по снижению этих загрязнений были внедрены к началу века. Дальнейшее сокращение эмиссий вредных веществ и аэрозолей может быть осуществлено за счёт новейших разработок. Вероятно, что расширение использования в металлообработке крупногабаритного аддитивного производства увеличит выбросы не только традиционных загрязнителей, но также добавок тяжелых и редкоземельных металлов, а также их соединений.

За последние 50 лет удельный расход энергии на производство стали уменьшился на 61 %, сегодня он составляет около 20 ГДж на тонну


За последние 50 лет удельный расход энергии на производство стали уменьшился на 61% и составляет сегодня в среднем 20 ГДж на 1 тонну. Высокосортные стали, применяемые на транспорте и в электротехнике, при сроке службы стальных изделий от 15 лет и более, существенно сокращают выбросы парниковых газов. Экономия выбросов составляет 600% от эмиссии парниковых газов при производстве этой стали.
Замечательная особенность стали состоит в том, что она допускает повторное использование практически на 100%, поэтому металлолом – лучшее сырьё и ликвидный товар во внешней торговле. В развитых странах мира доля металлолома в выпуске стали весьма высока: в Турции – 78%, в США – 72%, в Евросоюзе – 55%, в Южной Корее – 40%. В России всего 24,3%. Многократное использование стали существенно снижает потребности в минеральном сырье и энергии. Одна тонна металлолома позволяет отказаться от добычи и дальней транспортировки 1,8 тонн железной руды, 0,5 тонн кокса, 100 м3 природного газа. Расход энергии при производстве из металлолома алюминия сокращается на 95%, меди – на 83%, стали – на 74%, свинца – на 64%, цинка – на 60%. Выброс веществ, загрязняющих атмосферу, уменьшается в 5–10 раз. Себестоимость выплавки стали из лома в 2–4 раза ниже, чем из руды.

Описание проблемы

В России высокая ценность металлолома, в том числе и в период социализма, имела статус экономической аксиомы. В СССР металлолом собирали все. В 90-е годы вопрос о необходимости законодательного ограничения резко возросшего экспорта чёрного и цветного лома мерами лицензирования деятельности и квотирования вывоза стоял очень остро. В наши дни, в условиях постепенного исчерпания богатых и доступных для отработки месторождений металлических руд, усиления экологических ограничений на горно-­металлургическую отрасль, а также сокращения энергозатрат на единицу производимого металла, мировой спрос на лом металла существенно возрастает. А так как это происходит на фоне сокращения сталеплавильных мощностей Великобритании, Италии, Канады, Китая, Франции и до последнего времени США, то лом быстро дорожает.
Насколько Россия готова к переходу на замкнутые сырьевые циклы в целом и на циркулярную экономику металлов, в частности? Если судить по незначительному числу СМИ, специализирующихся на циркулярной экономике, то существенного научного интереса к этой тематике нет. Сравните с цифровой экономикой и цифровой трансформацией.

Металлолом


В государственном докладе Минприроды России о состоянии и использовании минерально-­сырьевых ресурсов [2] присутствуют отдельные сведения о вторичной переработке меди, цинка, золота, серебра. Однако состояние вторичной ресурсной базы не анализируется как по чёрным, так и по цветным металлам. В докладе также нет сведений об экологической и энергетической эффективности добычи, транспортировки и переработки минерально-­сырьевых ресурсов. В «Стратегии развития минерально-­сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» [3] отсутствуют цели и задачи развития минерально-­сырьевой базы за счет рециклирования продукции, полученной из минерального сырья.
Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации [4] содержит государственные полномочия министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-­правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления. Но даже на уровне парадигмы отсутствуют функции оценки, учёта и участия в использовании вторичных ресурсов, не говоря о выработке и осуществлении единой стратегии обеспечения сырьевой безопасности, включающей рециклинг сырья минерального происхождения.
С позиций экономики замкнутых сырьевых циклов, ежегодно издаваемый документ «Информация о наличии запасов полезных ископаемых в натуральном измерении и их изменении…», представляется чрезмерно усечённым по содержанию и методологии [5]. Однако, чтобы дополнить указанные документы целями, задачами, функциями, отвечающими требованиям циркулярной экономики, необходимо придерживаться процедуры, установленной Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6].

Утилизация машин


Среди документов стратегического планирования в сфере целеполагания, разрабатываемых на федеральном уровне, в частности, доктрины и других документов в сфере обеспечения национальной безопасности, уместно бы смотрелась, например, доктрина сырьевой безопасности (или сырьевая доктрина).
Тем не менее, и в отсутствие ключевых стратегических документов, принимаются необходимые решения в целях замыкания сырьевого цикла чёрной и цветной металлургии. Постановлением правительства Российской Федерации от 13.09.2012 года № 923, отходы и лом чёрных и цветных металлов включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов [7]. Ответственность за незаконное перемещение лома через таможенную границу приравнена к ответственности за незаконный вывоз оружия, ядерных материалов, отравляющих и взрывчатых веществ.
Постановлением правительства Российской Федерации от 3 июня 2015 года № 539 [8], отходы и лом черных и цветных металлов признаются существенно важными товарами для внутреннего рынка России, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.
Вследствие торговых вой­н, затеянных на сырьевых рынках администрацией США, а также из-за противоречивых тенденций на мировых рынках металлопродукции и металлического лома, в феврале 2019 года президент России утвердил перечень поручений [9], в том числе о необходимости представить предложения о совершенствовании правил обращения с ломом и отходами чёрных и цветных металлов, механизмов вовлечения указанных лома и отходов в повторный хозяйственный оборот, а также о введении процедуры их отчуждения путём продажи на публичных торгах, в том числе с использованием цифровых платформ.
Во исполнение поручения президента принято постановление правительства Российской Федерации от 31.08.2019 № 1134 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отходов и лома черных металлов за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза» [10]. Постановление устанавливает квоты вывоза из Евразийского экономического союза на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года. Региональная квота определяется по регионам на основании статистики вывоза за период 2016–2018 годы с корректирующим коэффициентом. Максимальное значение коэффициента установлено для Архангельской области (1,5), минимальное – для Южного федерального округа (0,5). Продлевать пока данный порядок не собираются, поскольку это противоречило бы договору о Евразийском экономическом союзе.
Временное ограничение экспорта лома направлено на сдерживание роста себестоимости производства и цен реализации металлопродукции, поскольку цены на лом за 2017 и 2018 год увеличились на 50%, а из-за этого себестоимость производства металлических труб (помимо вкладов инфляции и роста цен на ферросплавы) выросла на 22,5%. Экспортируется, как правило, металлический лом самого лучшего качества, передел которого в металлопродукцию менее затратный. Оставляя у себя металлолом худшего качества и не имея стимулов к его полному использованию, мы усложняем себе жизнь в условиях действующего Парижского соглашения.

Значительные объемы бесхозного лома


Директор Фонда развития трубной промышленности Игорь Малышев считает, что переориентация на внутренний рынок части экспортируемого объема лома позволит стабилизировать цены на него. Это, в свою очередь, позволит увеличить загрузку дуговых сталеплавильных печей до 70–72%, увеличить выручку металлургических предприятий на 50–60 млрд руб­лей, а отчисления в бюджеты и фонды – на 15 млрд руб­лей при выпадающих доходах экспортеров лома 1–1,5 млрд руб­лей [11].
У представителей Национальной саморегулируемой организации предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления, мнение о предпринятых правительством мерах несколько иное. Они считают их прямой дискриминацией ломозаготовителей и ограничением внешнеторговых операций. Приостановка экспорта лома черных металлов, по мнению этой организации, может привести к большим убыткам 40 специализированных портовых операторов, которые в 2018 году отгрузили на экспорт более 4 млн тонн металлолома. При этом у ряда портов металлолом составляет весомую долю грузооборота (до 30–40%).
Правительство пытается решать проблему системно и подготовило ряд проектов постановлений: об организации и порядке проведения продажи лома и отходов черных и цветных металлов на аукционе, в том числе и в электронной форме; о внесении изменений в правила обращения с ломом и отходами чёрных металлов; о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных и цветных металлов.
С целью сокращения доли наличных денежных средств при расчётах за металлолом (она доходит до 95%), группа депутатов Государственной думы 30 ноября 2018 года внесла проект федерального закона [12], который предлагал ограничить выплату наличными денежными средствами одному физическому лицу суммой в 10 тысяч руб­лей при условии, что общая сумма расчётов с ним наличными денежными средствами в течение одного календарного месяца не превышает 50 тысяч руб­лей. В июле 2019 года правительство РФ поддержало законопроект и предложило его доработать. Новая редакция законопроекта подготовлена в сентябре. совет Государственной думы запланировал его рассмотрение в первом чтении на декабрь 2019 года. Если до конца текущего года проект будет принят и подписан президентом РФ, то он вступит в силу с 1 января 2020 года. Предельная сумма одного наличного платежа за лом чёрного металла составит 10 тысяч руб­лей, а за лом цветного металла – 120 тысяч руб­лей.
Сегодня еще не просматривается результат всех мер, закладываемых в систему регулирования сектора сбора и переработки лома чёрного и цветного металла. Понятно, что рыночный баланс сместится, как по учебнику микроэкономики, сначала в сторону избытка предложения, а затем в сторону его дефицита и повышения равновесной цены. И трудно предположить, с помощью каких механизмов, как долго и с каким участием государства, в том числе финансовым, будет достигнуто равновесие при оптимальных параметрах, обеспечивающих развитие этого бизнеса и чёрной металлургии в целом. Заметим, пока мы говорили о наиболее готовом сегменте циркулярной экономики – о металлургии. Другие сегменты настраивать, а многие и создавать с нуля, будет гораздо сложнее. Поэтому надо научиться строить адекватные математические модели и с их помощью проверять стратегии, разрабатывать прогнозы, а также определять для них оптимальные значения параметров. Тогда и нормотворчество будет адекватным и своевременным, особенно если модели будут создаваться и обсчитываться на основе наилучших цифровых методов.

Заключение

  1. В настоящее время отсутствует цельная концепция перехода к экономике замкнутых сырьевых циклов. Существующие документы стратегического планирования не содержат цельного видения данной проблемы и путей ее решения. Однако проблема сырьевой безопасности страны достойна отражения в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания на федеральном уровне.
  2. Мировая практика показывает, что замкнутые сырьевые циклы чёрных металлов эффективны экономически, энергетически и экологически. Критической областью указанного сырьевого цикла является обращение с металлическим ломом.
  3. Российская чёрная металлургия при наличии значительного потенциала использования преимуществ замкнутого цикла чёрных металлов, не реализует его в полной мере из-за большой доли экспорта лома металла и недостаточных стимулов для сбора бесхозного лома.
  4. Государственное регулирование обращения металлического лома в настоящее время осуществляется на прагматической основе вне сырьевой доктрины. Тем не менее, пакет нормативных правовых актов, подготовленных правительством РФ во исполнение поручений президента РФ, а также законопроект, разработанный депутатами Государственной думы, представляют собой комплекс действенных инструментов для замыкания сырьевого цикла чёрной металлургии по меньшей мере в рамках Евразийского экономического союза.
  5. Модели экономических процессов рыночной экономики должны адекватно учитывать смещение параметров рыночного равновесия при осуществлении различных воздействий на экономическую систему, в том числе и мерами государственного регулирования. В связи с этим возникает потребность в создании детальных математических моделей, позволяющих проводить имитационное моделирование поэтапного ввода замкнутых сырьевых циклов в национальную и союзную экономику и прогнозировать их вклад в экономику и в «антипарниковые» мероприятия. Целесообразно профессиональное обсуждение таких моделей в рамках программ цифровизации экономики, а также обучение в высшей школе их разработке и применению.

Использованные источники

  1. World steel in figures 2019. – World Steel Association, Brussels. URL: www.worldsteel.org.
  2. Государственный доклад Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О состоянии и использовании минерально-­сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2016 и 2017 годах». – М., 2018.
  3. Стратегия развития минерально-­сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 № 2914-р.
  4. Постановление от 11 ноября 2015 года № 1219 «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  5. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 сентября 2018 года № 413 «Об утверждении официальной статистической методологии оценки запасов полезных ископаемых в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год».
  6. Федеральный закон от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 года № 923.
  8. Постановление Правительства РФ от 03.06.2015 года № 539 «О внесении изменений в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта».
  9. Поручение Президента Российской Федерации от 06.02.2019 года № Пр‑277 и Поручение Правительства РФ от 28.02.2019 года № ДМ-П13–1513 «Об обеспечении выполнения поручений Президента России по итогам форума Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 6 февраля 2019 года».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 года № 1134 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отходов и лома черных металлов за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза».
  11. Российская трубная отрасль: развитие продолжается (Бурение и нефть, 06.05.2019) – Фонд развития трубной промышленности.
  12. Проект федерального закона № 598453–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/598453–7.