Министерство Энергетики

Л. Федун. Будущее энергетики: вызовы и риски климатического регулирования

Леонид Арнольдович
Федун – вице-президент по стратегическому развитию ПАО «ЛУКОЙЛ»,
e-mail: media@lukoil.com

Аннотация. 17 декабря 2019 года в Москве компания «ЛУКОЙЛ» представила прогноз развития мирового рынка жидких углеводородов до 2035 года в контексте трансформации мировой энергетики. Будущее глобальной энергетики проанализировано в трех сценариях – в зависимости от различных подходов к климатическому регулированию. В прогнозе исследуется влияние на спрос на нефть таких факторов, как изменение структуры мирового автопарка, развитие электромобилей и ожидаемое повышение топливной эффективности транспорта. Также в документе приводится оценка необходимого объема новых проектов нефтедобычи для удовлетворения мирового спроса при различных сценариях развития альтернативных энергетических технологий. Кроме того, анализируются ожидаемые изменения в структуре производства нефтепродуктов. Согласно прогнозу, Россия обладает потенциалом производства свыше 600 млн тонн нефти в год, преимущественно за счет повышения коэффициента извлечения нефти на зрелых месторождениях и разработки ТРИЗ, однако это требует дальнейшего реформирования налогового законодательства и снятия институциональных ограничений. «ЛУКОЙЛ» регулярно публикует прогнозы развития рынка жидких углеводородов в контексте трансформации мировой энергетики. В статье приводятся приоритеты обновленного прогноза.

Ключевые слова: климат, Парижское соглашение, выбросы, парниковые газы, сценарий.

Мир стремительно меняется, и энергетическая отрасль – не исключение. Мы наблюдаем масштабные изменения в структуре первичного потребления энергоносителей, увеличение спроса на газ, динамичное развитие рынка сжиженного природного газа, рост популярности возобновляемых источников энергии, постепенное распространение электрического транспорта. Обсуждая перспективы рынка жидких углеводородов, нужно отметить то внимание, которое мировое сообщество уделяет проблеме глобального изменения климата.
С момента публикации компанией «ЛУКОЙЛ» предыдущего обзора в 2016 году, в мировой энергетике произошло множество событий, которое привело к необходимости уточнить наши долгосрочные прогнозы. Среди наиболее важных событий, повлиявших на рынок, наряду с климатической повесткой, необходимо выделить сотрудничество России и ОПЕК по вопросам регулирования добычи нефти, торговый конфликт между США и Китаем, введение санкций в отношении Ирана, а также социально-­экономический кризис в Венесуэле.
Поскольку Россия является одним из ключевых элементов глобальной энергетической системы, изменения, которые происходят в мировой энергетике, оказывают непосредственное влияние на российский ТЭК. В свою очередь, тенденции, которые мы наблюдаем в российской нефтяной отрасли, важны для понимания картины мира в целом. В настоящее время нефтяной сектор в России переживает структурную трансформацию: ухудшение ресурсной базы заставляет компании активно использовать инновационные способы нефтедобычи; увеличивается добыча трудноизвлекаемых запасов; продолжается процесс модернизации нефтеперерабатывающих предприятий.
Будущее мировой энергетики зависит от сочетания множества факторов различной природы. Чтобы лучше осмыслить масштаб неопределенности, связанной с перспективами развития мировой энергетики, в компании мы используем несколько долгосрочных сценариев.

Рис. 1. Существующие климатические сценарии свидетельствуют о высоких рисках для спроса на жидкие углеводороды


Сценарий «Эволюция» предполагает поступательное развитие мировой энергетики в рамках действующей международной энергетической политики, национальных программ и долгосрочных планов компаний. Потребление первичной энергии в сценарии «Эволюция» увеличивается на 20 % к 2035 году и на 70 % – к 2100 году. Количество людей без доступа к современным источникам энергии сокращается, при этом сохраняется значительный разрыв между уровнем потребления энергии на одного человека в развитых и развивающихся странах.
Сценарий «Эволюция» учитывает национальные вклады по сокращению выбросов парниковых газов, объявленные участниками Парижского соглашения. В результате действий, направленных на ограничение выбросов парниковых газов, объем антропогенных выбросов CO2 достигает пика в 2040 году на уровне 42 млрд тонн, после чего начинает постепенно сокращаться. Согласно существующим оценкам, траектория выбросов CO2 в сценарии «Эволюция» согласуется с ростом глобальной температуры на 2,6‒3,2 °C к концу XXI века.
Сценарий «Равные возможности» основан на предположении о том, что разрыв в уровне потребления энергии на человека между развитыми и развивающимися странами в будущем существенно сократится. На данный момент во многих африканских странах и странах Юго-­Восточной Азии потребление первичной энергии составляет менее 1 тонны н. э. на человека в год. Для сравнения, уровень первичного потребления энергии в Европе составляет около 3,2 тонны н. э. на человека в год, а в США – 6,8 тонн н. э. на человека. По оценкам ООН, существует положительная зависимость между индексом человеческого развития (англ. Human Development Index) и потреблением первичной энергии на человека, причем наиболее значимый прирост индекса наблюдается при увеличении потребления энергии в диапазоне с 0,7 тонн до 2,4 тонн н. э. на человека. Сценарий «Равные возможности» предполагает рост удельного потребления энергии развивающимися странами до уровня, соответствующего высоким жизненным стандартам европейских стран. Это приведет к росту мирового потребления первичной энергии более чем в два раза за период 2017‒2100 годов. При этом в результате реализации данного сценария тенденция к росту выбросов CO2 будет сохраняться длительное время.
Сценарий «Климат» сформирован исходя из допущения о том, что ведущие экономики будут предпринимать дополнительные усилия для достижения цели Парижского соглашения по удержанию роста глобальной температуры существенно ниже 2 °C к 2100 году за счет инвестиций в низкоуглеродную экономику. Особенностью данного сценария также является сокращение разрыва в уровне потребления энергии между развитыми и развивающимися странами.
Индустриальная революция привела к кардинальному повышению благосостояния человечества. В настоящее время показатель мирового ВВП на душу населения более чем в пять раз превышает уровень начала XX века, и это несмотря на четырехкратный рост населения планеты в прошлом столетии. Известная теория Томаса Мальтуса (1766‒1834) хорошо объясняла экономические циклы в аграрную эпоху. Согласно данной теории, человечество было обречено находиться на грани выживания, поскольку рост населения приводил к сокращению среднедушевого дохода. Однако рост мировой экономики в индустриальную эпоху доказал, что благодаря технологическому прогрессу «мальтузианская ловушка» может быть преодолена. Платой за технологический прогресс стало ухудшение экологической ситуации на планете.
Несмотря на многочисленные научные подтверждения того факта, что изменение глобальной температуры носит циклический характер, многие ученые связывают рост глобальной температуры в последние десятилетия именно с деятельностью человека. По мнению Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), основной причиной глобального потепления является усиление такого естественного явления, как парниковый эффект. К основным парниковым газам принято относить водяной пар, диоксид углерода (CO2), метан, закись азота, а также ряд других техногенных газов. Если влажность воздуха существенно не отклоняется от многолетнего среднего значения, то концентрация прочих парниковых газов в атмосфере неуклонно растет в результате хозяйственной деятельности человека. Ежегодный объем антропогенных выбросов парниковых газов составляет около 50 млрд тонн эквивалента CO2. Поверхность Земли и мировой океан являются источниками естественного связывания углекислого газа. Однако антропогенные выбросы CO2 примерно в два раза превышают возможности по его естественному поглощению океаном и лесами. В результате, растет концентрация CO2 в атмосфере: если в 1980 году она составляла 0,0335 %, то в настоящее время этот показатель увеличился до 0,0415 %.
По оценкам экспертов по климату, сохранение тенденции по увеличению концентрации парниковых газов в атмосфере приведет к росту глобальной температуры на 4,1‒4,8 °C к концу XXI века по сравнению с доиндустриальной эпохой.
Подписание в 2015 году Парижского соглашения в составе Рамочной конвенции ООН об изменении климата ознаменовало новый этап в борьбе с глобальным потеплением. C ратификацией Парижского соглашения многие индустриально развитые страны обозначили долгосрочные цели по сокращению выбросов парниковых газов, так называемые национальные вклады (англ. National Determined Contributions, сокр. NDCs). Так, страны Европейского союза поставили цель снизить выбросы парниковых газов на 40 % от уровня 1990 года к 2030 году, а к 2050 году сократить выбросы не менее чем на 80 %. Китай объявил о сокращении углеродоемкости ВВП на 60‒65 % к 2030 году, а Индия – на 33‒35 %. Долгосрочная цель России – к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов на уровне 70‒75 % от уровня 1990 года.
Уже сейчас очевидно, что заявленных национальных вкладов будет недостаточно для достижения основной цели Парижского соглашения по удержанию глобальной температуры существенно ниже 2 °C относительно уровня доиндустриальной эпохи. Более того, решение США – крупнейшего эмитента парниковых газов – о выходе из Парижского соглашения повышает вероятность наступления сценария, неблагоприятного с точки зрения роста глобальной температуры. Сложность решения задачи по сокращению выбросов парниковых газов связана с неравномерным распределением благосостояния между странами. Как правило, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше уровень потребления энергии и выбросов CO2 на одного человека. В 2018 году на одного человека, проживающего в развитых странах, приходилось в три раза больше выбросов CO2, чем на одного жителя развивающихся стран. Данное расхождение является следствием уже упомянутой выше низкой обеспеченности развивающихся стран современными источниками энергии.

Рис. 2. На долю российских нефтегазовых компаний приходится менее 1% мировых эмиссий парниковых газов


По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в настоящее время около 860 млн человек не имеют доступа к электроэнергии, а 2,6 млрд жителей Земли используют древесину и прочие примитивные виды топлив для приготовления пищи. Основная часть этих людей проживают в развивающихся странах Юго-­Восточной Азии и Африки. Для преодоления бедности необходимо обеспечить растущее население планеты доступной энергией. Во многих странах ископаемые топлива являются наиболее эффективными с экономической точки зрения энергоносителями. Однако увеличение потребления ископаемых топлив будет способствовать росту выбросов CO2. Поэтому добиться повышения уровня благосостояния в развивающихся странах и одновременно сократить выбросы парниковых газов – крайне сложная задача, требующая технологических прорывов во многих сферах.
Ратификация Россией Парижского соглашения в сентябре 2019 года открывает новые перспективы для развития энергетики страны. Россия обладает значительным потенциалом по сокращению негативного воздействия на климат, сохраняя при этом роль ведущего поставщика энергоносителей на международном рынке за счет применения технологических инноваций. Несмотря на то, что фокусом нашего корпоративного обзора является рынок жидких углеводородов, данный рынок рассматривается в контексте развития мировой энергетической системы. Перспективы рынка жидких углеводородов в высокой степени зависят от решений, которые будут приниматься ведущими мировыми экономиками для обеспечения баланса между доступностью энергии для потребителей и минимизацией негативных экологических последствий.
Российские компании топливно‑энергетического комплекса проводят системную работу по сокращению выбросов парниковых газов. Основными направлениями являются программы снижения выбросов метана при добыче и транспортировке природного газа, снижения выбросов попутного нефтяного газа. В целом, нефтегазовая отрасль России внесла весомый вклад в общемировой объем снижения выбросов попутного нефтяного газа. Это стало возможным за счет введенных в 2012 году мер государственного регулирования и активной корпоративной политики ведущих компаний («Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз»). Так, на предприятиях группы «ЛУКОЙЛ» в 2018 году объем выбросов сократился на 4 % по отношению к 2017 году, при этом был достигнут рекордный рост добычи углеводородов. Достижению такого результата способствовала реализация корпоративной программы по повышению уровня полезного использования попутного нефтяного газа, который составил в 2018 году более 97 %.
Вместе с тем, сохраняется значительный потенциал для активизации деятельности компаний в рамках «климатической повестки», поскольку качество управления выбросами парниковых газов всё в большей степени определяет их инвестиционную привлекательность.
Национальные планы по совершенствованию нормативно-­правовой базы в рассматриваемой сфере были очерчены после подписания Россией Парижского соглашения. Целью России до 2030 года является сокращение выбросов парниковых газов до 70‒75 % от уровня 1990 года при условии максимального учета поглощающей способности лесов. По состоянию на 2017 год выбросы парниковых газов в России без учета поглощающей способности лесов составляли 67,6 % от уровня 1990 года, а с учетом – 50,7 %. Поэтому национальная цель по сокращению выбросов парниковых газов, установленная на 2030 год, с высокой вероятностью будет достигнута.
Выполнение обязательств по Парижскому соглашению подразумевает принятие страной долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития. Данный документ призван обозначить цели по сокращению выбросов парниковых газов за пределами 2030 года и пути достижения этих целей. В 2018 году Министерство экономического развития представило проект Федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В первоначальной редакции законопроект предлагал введение целевых показателей по выбросам парниковых газов для предприятий, сборов за превышение целевых показателей выбросов и механизма торговли квотами на выбросы CO2. По результатам общественного обсуждения данный законопроект, учитывая отрицательные заключения со стороны представителей промышленности, ряда министерств и ведомств, будет дорабатываться.

Ветровая электростанция LUKERG Renew
Источник: «Лукойл»


Мы ожидаем, что законодательная база в части изменения климата будет сформирована в России в перспективе ближайших нескольких лет. Компания «ЛУКОЙЛ» поддерживает глобальные усилия по сокращению выбросов парниковых газов и достижению целей Парижского соглашения по климату. Несмотря на то, что законодательная база по вопросам изменения климата в России находится на начальной стадии формирования, компания планирует осуществлять мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов от своей деятельности, предвосхищая будущие законодательные изменения. Понимая приоритеты мировой экономической повестки, в том числе цели и задачи ООН в области устойчивого развития, «ЛУКОЙЛ» содействует внедрению методов рационального использования всех типов лесов, активно реализует программы лесовосстановления и лесонасаждения.

Месторождение им. Филановского


В качестве одного из регуляторных решений «климатической повестки» по стимулированию хозяйствующих субъектов широко обсуждается возможность инвестировать в лесовосстановление и лесоразведение с целью компенсации своего «углеродного следа». Это связано с тем, что Россия обладает крупнейшей долей мировых лесов (около 20 % всех лесов планеты), являющихся основными поглотителями парниковых газов. Потенциал лесов является важным фактором при проведении климатической политики России как на национальном, так и на международном уровне, в том числе за счет обеспечения объективного учета роли отечественных лесов в глобальном поглощении парниковых газов и позиционирования России как мирового климатического «донора».
Стоит отдельно отметить глобальную тенденцию к появлению проектов таможенного регулирования, основанных на принципе платы за «углеродный след». В частности, в Европейском союзе в настоящее время осуществляется разработка системы «Пограничной корректировки выбросов углерода» (Border Carbon Adjustments), которая будет основана на взимании дополнительной платы за импорт товаров из стран, в которых не ведется регулирование выбросов парниковых газов на национальном уровне. Помимо этого, в рамках международной ассоциации ICAO реализуется проект «Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation», подразумевающий компенсацию авиакомпаниями выбросов парниковых газов от международных перевозок сверх уровня выбросов 2019‒2020 гг. путем приобретения на рынке проектных сокращений выбросов, а также сертификацию воздушных судов по удельным показателям выбросов парниковых газов.
Мы надеемся, что инициатива «ЛУКОЙЛа» о широкой дискуссии будущего мировой энергетики будет поддержана и другими российскими компаниями.