Конструктивное обновление

Анна Маркотхская
обозреватель журнала «Энергетическая политика»

Российская система магистральных трубопроводов – сложнейший механизм, работа которого выверена до мелочей, контролируется ежесекундно и сопряжена одновременно с развитием и высоких технологий, и профессиональных качеств работников. «Транснефть» за последние годы завершила строительство и запустила в работу новые магистрали в соответствии с потребностями нефтяников и ожиданиями рынков. Теперь компания сосредоточится на поддержании работоспособности и эффективного технического состояния производственных объектов. Важным звеном в решении этой задачи является программа технического перевооружения и реконструкции, объем финансирования которой в минувшем году превысил 230 млрд руб­лей.
В 2019 году в рамках этой программы введено в эксплуатацию более тысячи объектов, в том числе, заменено более тысячи километров линейной части трубопроводов, запущены в строй 80 резервуаров, 18 объектов систем измерения количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов, а также 32 объекта инженерно-­технических средств охраны. Финансирует реализацию программы «Транснефть» за счет собственных средств, полученных из тарифной выручки.

Строительство нефтепровода Дружба-2
Источник: samara.bezformata.com

Пятилетний горизонт

Стратегия «Транснефти» в области реконструкции трубопроводов базируется на принципе рационального распределения финансов на выполнение программы технического перевооружения и реконструкции. Приоритеты в выполнении работ определяются в зависимости от технического состояния объектов.
Горизонт планирования программы составляет пять лет. Она сформирована исходя из финансовых возможностей компании. С учётом существенной доли морально и физически изношенных производственных мощностей положительная динамика воспроизводства денежных средств формируется не в полной мере.
Поэтому приоритетными становятся работы, направленные на поддержание достаточного технического уровня эксплуатируемого оборудования и систем, обеспечивающих транспортировку нефти и нефтепродуктов с соблюдением установленных норм безопасности. К таким работам относится реконструкция линейной части, в ходе которой ведется замена участков трубопроводов из низконадежных видов стали, несоответствующих по своим параметрам современным требованиям. Приводятся в надежное состояние также участки трубопроводов с прогрессирующим коррозионным повреждением из-за старения изоляционного покрытия.
Резервуарные емкости приводятся в соответствие нормативным требованиям, в частности, путем устранения дефектов металлических конструкций, восстановления антикоррозионного покрытия, повышения уровня противопожарной защиты, минимизации выбросов паров нефти в атмосферу. Ведется замена рулонных резервуаров, имеющих недопустимые отклонения геометрии стенки и дефекты сварных швов.

Развитие производства

Для повышения надежности энергетического оборудования перекачивающих станций проводится его реконструкция с заменой электродвигателей на новые, в том числе, собственного производства.
В рамках программы импортозамещения «Транснефть» в 2018 году в партнерстве с АО «КОНАР» запустила предприятие по выпуску высоковольтных электродвигателей – «Русские электрические двигатели» (АО «РЭД»). На заводе реализован полный цикл производства электродвигателей: изготовление комплектующих, сборка, проведение испытаний продукции. Расчетный плановый объем выпуска высоковольтных электродвигателей для насосных магистральных и подпорных агрегатов – до 300 штук в год. В июне 2019 года завод изготовил первый электродвигатель собственного производства. Трехфазный взрывозащищенный электродвигатель мощностью 1250 кВт с номинальным напряжением 6 кВ был смонтирован по заказу «Транснефть – Дружба». Первые результаты промышленной эксплуатации подтвердили проектные технические характеристики электродвигателя, одним из которых является коэффициент полезного действия 96,2 %.

Магистральный нефтепровод «Красноленинская–Шаим–Конда» с 26 км по 68 км (ХМАО, Югра)
Источник: Транснефть


В области развития механического оборудования также ведется работа по импортозамещению. Уже более пяти лет горизонтальные и вертикальные насосы и агрегаты на их основе выпускаются на заводе «Транснефть Нефтяные Насосы» (АО «ТНН») в г. Челябинск. За это время работы «Транснефть» уже успела полностью заменить магистральные и подпорные насосы на агрегаты собственного производства.
В числе других направлений работы в рамках программы технического перевооружения и реконструкции – замена технологических трубопроводов перекачивающих станций с учетом режимов их работы и сроков эксплуатации; реконструкция систем автоматики и телемеханики, направленная на замещение морально и физически устаревших релейных систем современными микропроцессорными системами; реконструкция и строительство новых систем измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов для повышения качества и точности проводимых в системе магистральных трубопроводов товарно-­транспортных операций.

Единство управления

«Транснефть» внедряет единую систему диспетчерского управления (ЕСДУ) трубопроводной системой. К концу 2022 года компания полностью обновит и перестроит систему диспетчерского контроля и управления трубопроводным транспортом (СДКУ). Изменится структура диспетчерских пунктов, обновятся аппаратная и программная платформы, повысится уровень автоматизации. Реализация программы внедрения ЕСДУ снизит риски возникновения нештатных ситуаций и позволит еще более эффективно управлять транспортировкой нефти и нефтепродуктов.
Внедрение единой системы диспетчерского управления основывается на следующих основных принципах:

  1. Укрупнение диспетчерских пунктов и перевод технологического управления трубопроводами из районных, в территориальные диспетчерские пункты дочерних предприятий. Были разработаны решения, которые обеспечивают оптимальный режим работы диспетчера. Трубопроводная система разделена на технологические участки – гидравлически связанные отрезки трубопровода между резервуарными парками. Управляющий диспетчер в территориальном диспетчерском (ТДП) пункте получает только ту информацию, которая относится к его технологическому участку. Экспериментальным путем была просчитана оптимальная нагрузка на человека, и теперь она равномерно распределяется между работающими диспетчерами.
  2. Перевод систем диспетчерского контроля и управления на единую программную платформу. Сейчас идет процесс внедрения дополнительных инструментов, автоматизирующих функции диспетчерского управления трубопроводами, в том числе централизованной системы противоаварийной автоматики (ЦСПА). Система контролирует работу технологического участка трубопровода как единого технологического объекта и может предотвратить возникновение и развитие нештатной ситуации.
    Пилотный проект единого диспетчерского управления был реализован в «Транснефть – Верхняя Волга» в 2018 году, и теперь активное тиражирование системы ведется в других трубопроводных организациях.

План технического перевооружения и реконструкции
системы «Транснефти» в 2019–2024 годах

В течение ближайших пяти лет компания планирует заменить более 6 тысяч километров трубы линейной части, провести строительство и реконструкцию около 400 резервуаров и 150 камер пуска-­приема средств очистки и диагностики.
В этот же период будет проведена реконструкция более 140 систем автоматики нефтеперекачивающих станций и около 40 централизованных систем противоаварийной автоматики. Одновременно планируется строительство и реконструкция более 150 систем измерения количества и качества нефти и нефтепродуктов.
Будет заменено свыше 2,5 тысяч задвижек на линейной части, 600 магистральных насосов и более 500 электродвигателей, построено и реконструировано более 1,8 тысяч километров воздушных линий электропередач.

Сковородино
Источник: Транснефть

Зимние работы

Особое внимание при реализации этой программы будет уделено работе в зимнее время. Это важно, поскольку большая часть нефтедобывающих месторождений России находится в труднодоступных северных регионах страны, магистральные трубопроводы к ним проложены в обводненных и заболоченных местностях, так что работы по их замене проводятся исключительно в зимний период. Здесь особенно важно точно соблюсти все графики, в противном случае есть риск не вписаться в «окно» физической возможности выполнения работ.
Прошедшей зимой по состоянию на 1 марта выполнены сварочно-­монтажные работы на более чем 85 % участков зимнего строительства линейной части трубопроводов. Темпы выполнения таких работ составил в среднем 5 км в сутки, что соответствует темпам строительства крупных инвестиционных проектов, реализованных «Транснефтью».
К сезону холодов нефтепроводчики готовят котельные, тепловые сети, резервные электростанции, автоматические системы пожаротушения. Проводится сезонное обслуживание запорной арматуры, установленной на линейной части и технологических трубопроводах НПС. В 2020 году в рамках программы технического перевооружения и реконструкции планируется замена 10-ти котельных, 8-ми котловых агрегатов и более 20-ти км тепловых сетей.