Елена ВИНОГРАДОВА
Обозреватель журнала «Энергетическая политика»
Правительство Российской Федерации поставило амбициозную задачу – к 2030 г. достичь «цифровой зрелости» и войти в мировой топ-25 стран по количеству используемой робототехники в промышленности. Локомотивом массового внедрения промышленных роботов и роботизированных технологий должен стать топливно-энергетический комплекс, поскольку, с одной стороны, энергетические отрасли являются основополагающими для российской экономики, с другой стороны, уровень цифровизации энергетической промышленности достаточно высокий. При этом главным вопросом остается наличие комплексных отечественных технологических решений и программного обеспечения, их соответствие мировым аналогам, способность компаний-заказчиков эффективно инвестировать и внедрять российские разработки, а компаний-подрядчиков – в полном объеме и в сжатые сроки удовлетворить спрос на национальные технологии в соответствии с мировыми стандартами. Возможные варианты решения задач и вызовов роботизации ТЭК будут обсуждаться на Промышленно-энергетическом форуме TNF, который пройдет 15-18 сентября в Тюмени.
Новые роботы, новые возможности
Задачи перехода на использование роботов просты и понятны. Системные роботизированные решения повышают уровень производительности и эффективности использования ресурсов, предоставляют больший объем данных для анализа, снижают аварийность и исключают человеческий фактор. Пространство для применения роботов в ТЭК поистине огромно: от геологоразведки до ремонта энергетических объектов. Так, например, ВР запустило проект по мониторингу выбросов метана на скважинах и трубопроводах с помощью дронов-беспилотников, летающих на недоступной для других датчиков высоте. Saudi Aramco разработало робота для анализа состояния морских нефтепроводов на небольших глубинах. Shell внедрило робота для мониторинга инфраструктурных объектов в удаленных, опасных для человека зонах, способного работать автономно до 6 месяцев.
Не отстают и отечественные компании. Так, «Транснефть» в коллаборации с робототехнической компанией Tubot, входящей в группу «Роснано», занимается разработкой роботизированных систем с использованием искусственного интеллекта для обнаружения и устранения дефектов в конструкции подземных нефтепроводов. В научно-образовательном центре «Кузбасс» в рамках национального проекта «Наука» созданы роботизированные машины по добыче угля в опасных для человека забоях. Специалисты «ВНИКТИнефтехимоборудования» «Роснефти» создали роботизированные комплексы для диагностики реакторов полиэтилена высокой плотности и для определения зазоров в реакторе дегидрирования пропана, которые они представили на TNF-2023.
Примеров внедрения роботов российской разработки много, и задействованы они в различных сферах: от анализа грунта при оценке бурения скважины до сварки трубопроводов и разработки рецептур для химических производств. Сама специфика энергетических отраслей подталкивает компании к более широкому применению роботизированной техники – это и опасность работы в тяжелых условиях, часто непригодных для человека, таких как глубокие забои в шахтах с высоким уровнем метана, подводные проекты по добыче нефти, взрывоопасные нефтехимические производства; и сложность и долгосрочность самих отраслей, требующих анализа большого объема накопленных данных.
Сколько роботов нужно ТЭКу?
По оценке Министерства энергетики России, роботизация в ТЭК потребует внедрения до 2030 г. не менее 22 тысяч роботов разного уровня и функций. «Для того, чтобы зайти в топ-25 стран по уровню роботизации, нужно иметь, по нашим расчетам, где-то порядка 145 роботов на 10 тысяч человек к 2030 г. В связи с этим по компаниям ТЭК планируется внедрение порядка 22 тыс. роботов в целом до 2030 г.», – заявил в ноябре 2024 г. заместитель министра энергетики РФ Эдуард Шереметцев.
Достижение такого высокого уровня роботизации и автоматизации рабочих процессов может обеспечить серьезный экономический эффект. «Совокупный эффект, по нашим достаточно скромным оценкам, составит порядка 100 млрд руб. Это с учетом экономии на фонде оплаты труда и с учетом затрат непосредственно технического обслуживания роботов”, – отметил Э. Шереметцев.
В то же время и Минэнерго, и участники рынка признают, что текущий уровень внедрения роботов в России сильно отстает от заявленных планов. Так, Э. Шереметцев констатировал, что на сегодняшний день в среднем по России на 10 тысяч сотрудников приходится всего 19 роботов, а в ТЭК этот показатель в несколько раз ниже и составляет всего 10 роботов на 10 тысяч человек. Другими словами, это менее 7% от заявленных целевых показателей, отмечает генеральный директор Tubot Станислав Розанов.
Согласно исследованию Ассоциации «Цифровые технологии в промышленности», всего на начало 2025 г. в энергетических отраслях было внедрено менее 400 роботов, из которых по-настоящему отечественными являются лишь 33%.
Такой уровень роботизации является крайне низким по сравнению с мировыми техническими лидерами. Так, в Южной Корее плотность использования роботов в промышленности на 10 тысяч сотрудников уже достигает 1,01 тысяч, в Сингапуре – 770 роботов, в Китае – 470 роботов, в Германии – 429 роботов, в Японии – 419 роботов, в США – 295 роботов. На этом фоне бороться за место в топ-25 будет крайне сложно.
Единый заказ
Несмотря на очевидные экономические и социальные плюсы, промышленная роботизация в России сталкивается сразу с несколькими серьезными вызовами. Одна из главных проблем – невысокий уровень общего промышленного заказа.
Как отметил глава Минэнерго Сергей Цивилев в своем выступлении на Правительственном часе в Совете Федерации в июле этого года, общий объем промышленного заказа на роботов до 2030 г. составит 6500 единиц. Крупнейшие компании предпочитают самостоятельно на базе своих научно-исследовательских центров и лабораторий заниматься разработкой необходимых технологий. По оценкам экспертов, бизнес вкладывает в собственные научно-технические разработки в области цифровизации, автоматизации управления и роботизации от 3 до 10% годовой выручки. При этом многие компании работают параллельно над схожими процессами без разработки на национальном уровне единых стандартов, требований и нормативной базы.
Решением этой проблемы может стать создание крупных технологических полигонов для заказа, разработки, испытаний и введения стандартов на основные компоненты робототехники, оборудование, системы управления, процессоры, силовые приводы, двигатели и тому подобное. «Если мы сформируем правильный отраслевой заказ, то крупноузловая сборка уже непосредственно под конкретного заказчика в виде некого конструктора существенно ускорит процесс и позволит компаниям-производителям понимать объем заказа», – пояснил Э. Шереметцев.
«Крупные заказчики активно подсвечивают свои потребности и работают с технологическими стартапами через различные площадки и акселераторы. Примером коллаборации является наша работа с ПАО «Транснефть» по созданию внутритрубного робота для нефтеперекачивающих станций», – отметил С. Розанов.
Одной из таких площадок является форум TNF. На базе Промышленно-энергетического форума TNF уже несколько лет подряд работают так называемые «Дни поставщика», которые позволяют крупнейшим нефтегазовым компаниям представлять свои промышленные заказы и проводить работу с поставщиками оборудования, технологий и услуг.
Модернизация, связь и льготы
Не менее серьезной проблемой является отсутствие инфраструктуры для активной роботизации отраслей ТЭК. Действительно, многие объекты ТЭК были построены еще в начале 2000-х гг. и не были рассчитаны на автоматизированное управление и использование робототехники. Модернизация таких объектов требует колоссальных инвестиций, часто несоизмеримых с уровнем проекта.
Отдельной проблемой является отсутствие элементарной связи с удаленными объектами ТЭК. «Если говорить про сервисных роботов, у нас объекты находятся, извините, там, где полтора медведя на один квадратный километр, и не всегда там есть связь, и мы не всегда можем обеспечить эту качественную связь», – отметил Э. Шереметцев.
Сейчас компании занимаются модернизацией своих инфрастуктурных объектов и внедрением уже новых систем управления, в том числе с помощью искусственного интеллекта, машинного обучения и создания мощных баз данных. На этом этапе необходима государственная системная поддержка инвестиционных возможностей компаний, представление налоговых льгот и грантов на развитие акселераторов, полигонов и испытательных стендов. При этом необходимо избежать перекосов в развитии тех или иных роботизированных систем.
«От всех роботов нужно больше 50% сервисных роботов и меньше 50% промышленных роботов. Тем временем национальный проект рассчитан сейчас на поддержку только промышленных роботов, что будет тормозить внедрение сервисных систем. К наиболее востребованным роботам относятся роботы внутритрубной диагностики, логистические роботы, роботы для охраны периметра, роботы для уборки и инспекции объектов», – отметил С. Розанов.
«В целом развитие отечественных роботизированных технологий требует создания полигонов, развития кадров, применения систем «кэшбэка на внедрение», государственной поддержки НИОКР путем субсидий затрат или грантов на разработку и реверс-инжиниринг, а также развития компаний, занимающихся комплектующими», – добавил глава Tubot.
Данные вопросы будут активно обсуждаться в рамках Деловой программы TNF-2025, что позволит общими усилиями регулирующих органов, крупнейших компаний-заказчиков, производителей оборудования и подрядчиков сервисных услуг выработать единые оптимальные решения по роботизации отраслей ТЭК и завоевание лидирующих позиций на мировом рынке.