Министерство Энергетики

Н.П. Токарев. Силы «Транснефти» сконцентрируются на модернизации, переориентации потоков и повышении надежности

Николай Петрович Токарев,
президент ПАО «Транснефть»

«Транснефть» в течение последних пятнадцати лет реализовала много крупных и стратегически важных инвестиционных проектов, таких как строительство нефтепроводов «Восточная Сибирь – Тихий океан» или БТС‑2. Это помогло создать в России условия по наращиванию добычи нефти с 320 млн тонн в 2000 году до 556 млн тонн в 2018 году и увеличению поступлений в бюджет. В ближайшее время компания намерена сосредоточиться на ремонте и замене линейной части трубопроводов, создании возможностей по оперативной переориентации экспортных потоков нефти и повышении надежности работы системы.

Э.П.: Основной деятельностью «Транснефти» является транспортировка нефти по тарифам, установленным ФАС. В 2018 году они были проиндексированы на 3,2%, тем не менее, выручка компании выросла на 10,8%, а в первом полугодии 2019 года – на 12%. За счет чего это стало возможно?

Н. П. Токарев: Действительно, в прошлом году выручка группы «Транснефть» выросла по сравнению с 2017 годом на 10,8%. Это произошло в основном за счет увеличения выручки от продажи нефти в Китай на 42,3%. На это повлияли также рост курса доллара на 8,3% и цены на нефть на 31,1%.
Кроме того, в четвертом квартале 2018 года в состав «Транснефти» вошел «Новороссийский морской торговый порт». В результате чего в составе группы отражена выручка от оказания стивидорных и других услуг порта и флота в размере 14,4 млрд руб­лей.
На рост выручки группы «Транснефть» в первом полугодии 2019 года в 12,3% также повлияли увеличение доходов от продажи нефти в Китай на 7,3%. Здесь сказался рост курса доллара на 9,2% при одновременном снижении цены на нефть на 5,3%. Кроме того, выручка НМТП в первом полугодии 2019 года составила 29,2 млрд руб­лей.

Нам удалось избежать серьезных рисков срыва поставок нефти в Европу за счет переориентации экспортных и внутренних грузопотоков

Нефтеналивной порт Новороссийска

Э.П.: В апреле на нефтепроводе «Дружба» произошла чрезвычайная ситуация из-за попадания в систему хлорорганических соединений. В результате, экспорт нефти по данному нефтепроводу был приостановлен. Какие нормативные предложения подготовлены «Транснефтью» для того, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем?

Н. П. Токарев: Самой главной задачей компании на момент инцидента было найти источник сдачи загрязненной нефти, локализовать его и одновременно восстановить работу нефтепровода «Дружба» для скорейшего возобновления экспорта.
На уровне правительств России и Белоруссии была разработана и утверждена дорожная карта по замещению некондиционной нефти в нефтепроводах на территории Белоруссии. В итоге, все предусмотренные дорожной картой мероприятия были успешно выполнены в намеченные сроки, ограничения по поставкам нефти были полностью сняты. При этом, удалось избежать серьезных рисков срыва поставок нефти в Европу за счет переориентации как экспортных, так и внутренних грузопотоков нефти.
Кроме того, проведены переговоры с зарубежными коллегами из нефтепроводных компаний, а также с грузополучателями российской нефти с целью урегулирования сложившейся ситуации.
Чтобы не допустить подобных инцидентов в дальнейшем, «Транснефть» внесла на рассмотрение правительства предложение о предоставлении ей права на ведение операционного контроля за деятельностью приемо-­сдаточных пунктов сторонних компаний – грузоотправителей, через которых ведется сдача нефти в систему магистральных трубопроводов компании. Данная мера позволит, с одной стороны, повысить прозрачность работы приемо-­сдаточных пунктов самих грузоотправителей в части поступающих на их объекты нефти от разных собственников, которая потом консолидировано поступает в систему «Транснефти». А с другой – усилить контроль за движением нефти в производственной цепочке при подготовке и сдаче нефти в технологических трубопроводах ПСП.
Кроме того, «Транснефть» предлагает ввести обязательную аккредитацию испытательных лабораторий для проведения исследований нефти при ее приеме в магистральный нефтепровод, транспортировке и сдаче потребителям в национальной системе аккредитации. Данная мера позволит установить единые требования как к персоналу испытательных лабораторий, так и к их техническому и документальному оснащению. Контроль над исполнением этих требований будет производиться единым уполномоченным государственным органом.
Одновременно предлагается внести изменения в действующий ГОСТ Р 51858–2002 «Нефть. Общие технические условия» и актуализировать нормы периодичности проведения испытаний, методов и методик их выполнения, а также перечня показателей, для которых установлены предельные уровни содержания веществ в нефти.
Кроме того, с каждым годом становится все более актуальным вопрос увеличения количества химических реагентов, применяемых при добыче нефти. В связи с этим «Транснефть» предлагает возобновить процесс разработки и утверждения обязательных требований к реагентам и химическим продуктам, применяемым при нефтедобыче и транспортировке. В результате, должен быть создан специальный отраслевой реестр согласованных и допущенных к применению в нефтяной отрасли продуктов.

Нефтеналивной порт Новороссийска

Э.П.: Минфин периодически поднимает вопрос о необходимости включить «Транснефть» в программу приватизации на 2020–2022 годы. Стоит ли, на ваш взгляд, сокращать долю государства в компании, особенно с учетом большого интереса к нему со стороны частных портфельных инвесторов?

Н.П. Токарев: В настоящее время «Транснефть» не входит в проект программы приватизации. Мы считаем, что приватизация принадлежащего государству пакета обыкновенных акций нецелесообразна, в силу стратегической роли «Транснефти» в российской нефтяной промышленности и необходимости сохранять принцип равноудаленности от российских нефтегазовых компаний.
Кроме того, эффективно реализовать существенный пакет акций «Транснефти» финансовым инвесторам по фундаментально обоснованной справедливой стоимости в настоящее время невозможно, в связи с действием финансовых санкций со стороны США, ЕС и ряда прочих зарубежных стран.
При этом, для инвесторов, желающих купить акции компании уже сейчас, существует очень близкая альтернатива – свободно обращающиеся на открытом рынке привилегированные акции «Транснефти». Пакеты «префов» уже приобрели крупные российские и международные инвесторы, в том числе ряд суверенных инвестиционных фондов из Японии, Сингапура, Китая, стран Персидского залива. При этом размер дивидендов на 1 акцию, выплачиваемых по «префам», не может быть меньше размера дивидендов по обыкновенным акциям.

Трасса ВСТО

Э.П.: «Транснефть» в последние несколько лет неоднократно отмечала, что не планирует в ближайшее время приступать к широкомасштабным проектам по строительству новых нефтепроводов. Каким образом тогда компания планирует развиваться в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

Н.П. Токарев: «Транснефть» за последние пятнадцать лет своей истории занималась масштабным строительством и развитием сети магистральных трубопроводов. В результате, на фоне существенного роста добычи нефти в России с 320 млн тонн в начале 2000-х годов и до 556 млн тонн в 2018 году, удалось полностью закрыть потребности нефтяных компаний в транспортировке нефти и нефтепродуктов. Сейчас существует профицит мощностей для поставки нефти за рубеж. Нефтяные компании могут экспортировать нефть как в западном, так и в восточном направлении.
Действительно, начиная с 2020 года, реализации значимых инвестиционных проектов по развитию системы магистральных трубопроводов не планируется.
Но в настоящее время доля трубопроводов старше 30 лет в системе «Транснефти» приближается к 50%. Мы планируем, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе основные силы компании будут сконцентрированы на повышении протяженности замены линейной части, обновлении основных фондов и повышении надежности эксплуатации системы в целом.
Также перед компанией стоит задача сохранения качества транспортируемой нефти и создания более гибкой системы магистральных нефтепроводов, позволяющей оперативно обеспечивать перераспределение грузопотоков по разным направлениям в случае возникновения нештатных ситуаций. Для их решения «Транснефть» планирует увеличить емкости резервуарных парков и реализацию мероприятий по возможности перераспределения потоков нефти между экспортными направлениями в случае вынужденного прекращения поставок по некоторым из них.
Кроме того, в этом году «Транснефть» завершила сделку по приобретению пакета акций НМТП, увеличив свою долю до более чем 60%. Теперь перед «Транснефтью», как основным акционером, встает задача по развитию Новороссийского порта, причем не только в части перевалки нефти и нефтепродуктов, но и по другим видам деятельности. Одной из целей будет повышение эффективности управления НМТП с учетом значительного синергетического эффекта от консолидации двух крупнейших инфраструктурных компаний.

Э.П.: Одним из последних крупных инвестиционных проектов «Транснефти» стало расширение нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» до 80 млн тонн и порта «Козьмино» до 50 млн тонн. Как это повлияет на работу системы?

Н.П. Токарев: Если быть точнее, то «Транснефть» в 2019 году обеспечила ввод в эксплуатацию четырех крупных инвестиционных проектов. Главный и наиболее масштабный из них – это расширение системы ВСТО‑1 до 80 млн тонн в год и ВСТО‑2 до 50 млн тонн в год. Реализация этих проектов позволит увеличить объемы поставки нефти на экспорт в страны Азиатско-­Тихоокеанского региона через порт «Козьмино» до 36 млн тонн в год с учетом выполнения обязательств по поставке нефти в Китай в соответствии с межправительственными соглашениями и поставке нефти на Хабаровский и Комсомольский НПЗ. Фактически, мы обеспечили проектную мощность ВСТО на 11 лет раньше, чем это было запланировано изначально.
Нефтепровод – отвод от ВСТО на Комсомольский НПЗ обеспечит возможность прокачки на завод до 8 млн тонн нефти в год. А расширение пропускной способности магистральных нефтепроводов «Уса-­Ухта» и «Ухта-­Ярославль» обеспечит возможность приема в систему дополнительных объемов нефти Тимано-­Печорского региона.

Э.П.: Какие планы по дальнейшему развитию нефтепродуктопроводных маршрутов с учетом уже реализованных проектов по расширению продуктопровода «Север» до 25 млн тонн, строительству продуктопровода «Юг», реконструкции и модернизации Московского нефтепродуктового кольца?

Н. П. Токарев: Реализация проектов по расширению продуктопровода «Север» и строительство продуктопровода «Юг» позволила увеличить мощности транспортировки дизельного топлива на 11 млн тонн в год, а также перенаправить перевалку российского дизеля из зарубежных портов (в первую очередь, портах Прибалтики) в российские порты.
Стратегической целью реализации этих проектов было избавление от транзитных рисков при транспортировке дизельного топлива по территории прибалтийских государств. Считаем, что с запуском проекта «Север‑25» и проекта «Юг» эта цель благополучно достигнута.
Реализация масштабного проекта по увеличению поставок нефтепродуктов в Московский регион уже обеспечила рост перекачки бензинов и авиационного керосина потребителям внутреннего рынка на 1,5 млн тонн в год, а также создала предпосылки к дальнейшему увеличению загрузки системы магистральных нефтепродуктопроводов и развитию биржевых торгов нефтепродуктами на базисах пунктов налива «Транснефти».
Таким образом, к 2019 году «Транснефть» завершила все инвестиционные проекты в части прокачки нефтепродуктов. Однако, компания продолжает развивать эту инфраструктуру в рамках программ технического перевооружения и капитального ремонта.
В частности, в 2020 году планируется завершить строительство новой эстакады тактового налива на ЛПДС «Сокур» в Новосибирске, прорабатываются варианты реконструкции пунктов налива на ЛПДС «Никольское» (г. Мичуринск Тамбовской области), ЛПДС «Брянск» (г. Брянск), ЛПДС «Воронеж» (г. Воронеж) и ЛПДС «Белгород» (г. Белгород).

Э.П.: В сентябре вы встретились с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Обсуждался ли на встрече вопрос об увеличении поставок сернистой нефти региона на внутренние рынки страны и на экспорт?

Н. П. Токарев: «Транснефть» активно взаимодействует с нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями Татарстана по увеличению объемов приема нефти и нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов, а также поставки нефти на НПЗ республики.
По системе магистральных нефтепроводов «Транснефти» осуществляется транспортировка более 90% от всего объема добываемой в регионе нефти. В 2018 году было принято 33,2 млн тонн, в 2019 году объем принимаемой нефти увеличился. К концу года этот показатель достигнет почти 34 млн тонн. В ближайшие годы нефтедобывающие компании республики могут увеличить количество сдаваемой нефти более чем на 5 млн тонн в год.
В 2018 году реализованы проекты по реконструкции нефтеперекачивающей станции «Калейкино» и приемо-­сдаточного пункта «Нижнекамск», позволившие обеспечить увеличение поставки нефти на НПЗ ТАНЕКО с 9 до 14 млн тонн в год.
В 2019 году к системе магистральных нефтепродуктопроводов были подключены объекты НПЗ ТАИФ, в результате чего увеличился прием дизельного топлива в систему до 3,2 млн тонн в год. С учетом расширения проекта «Север‑25» Татарстан может суммарно увеличить сдачу в систему дизельного топлива до 7 млн тонн в год, в том числе от ТАНЕКО – до 3,8 млн тонн, от ТАИФ – до 3,2 млн тонн.
Кроме того, в сентябре этого года «Транснефть» в рамках работы по импортозамещению в особой экономической зоне «Алабуга» открыла предприятие «Транснефть – Синтез» по производству противотурбулентных присадок (ПТП) для нужд нефтетранспортной отрасли. Производство рассчитано на выпуск до 3 тысяч тонн противотурбулентных присадок в год с возможностью увеличения мощности до 10 тысяч тонн в год.
Эти производственные мощности завода позволят полностью удовлетворить потребности «Транснефти» в таких присадках. В дальнейшем продукция завода может продаваться как российским нефтяным компаниям, которые используют ее на промысловых трубопроводах, так и зарубежным предприятиям.
В будущем мы собираемся развивать данное предприятие в двух направления – это производство присадок для нефтеперерабатывающей отрасли и снижение затрат на изготовление противотурбулентной присадки. В настоящее время данные работы включены в программу НИОКР «Транснефти».